Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Государственный стандарт по культуре родного краяГосударственный стандарт по культуре родного края
Изучение культуры родного края на ступенях начального и общего образования направлено на достижение следующих целей: · формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма; · воспитание толерантности, уважения к культуре, традициям и истории родного края, чувашского народа; · развитие личности, ее нравственной и духовной культуры; · освоение знаний о многообразной культуре и истории Чувашской Республики; · способствование формированию ценностных ориентаций и социально – культурной адаптации; · овладение элементарными методами культурологического и исторического познания и анализа; · применение полученных знаний и представлений для участия в межкультурном взаимодействии полиэтничного и многоконфессинального общества.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ Понятие о культуре, искусстве, науке, религии и физической культуре. Материальная и духовная культура. Профессиональное и самодеятельное (народное) искусство. Виды искусств.
Культура и история булгаро – чувашей с древности и до середины XVI века
Исследователи культуры и истории чувашского народа. Основные культурологические и исторические источники: язык, археология, письменные источники, фольклор, предметы быта, прикладного искусства, объекты архитектуры. Прототюркская эпоха (II тыс.до н.э. - середина Iтыс.до н.э. Археологические культуры евразийского континента. Племена Центральной и Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Элементы их быта и культуры. Огуро – оногурская эпоха (середина 1 тыс. до н.э. – III век н.э.) Племена и государства евразийского континента. Огурские племена в составе державы хунну. Миграции оногурских племен. Древнебулгарская эпоха (IV – VII вв.) Предки чувашей в Причерноморье: тюркские и причерноморские племена (сарматы, аланы и др.). Их материальная и духовная культура. Гуннское нашествие. Западно – Тюркский каганат, его распад; образование Великой Булгарии и Хазарского каганата. Миграции булгарских племен. Дунайская Булгария, элементы ее культуры и истории. Культурное наследие булгар в культуре Европы. Древние племена Волго–Камья - предки современных поволжских народов. Элементы их материальной и духовной культуры. Булгарская эпоха (VIII в. – 1551 г.) Дозолотоордынский период (8 в. – 1236 г.). Образование Волжской Булгарии. Поселения: города, замки, деревни. Торговые связи. Сельское хозяйство. Ремесла и искусство. Наука. Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмета ибн Фадлана. Принятие ислама. Волжская Булгария и русские княжества. Взаимовлияние культур и языков. Золотоордынский период (1236 г. – 1445 г.). Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Экономика и культура булгарского улуса в составе Золотой Орды. Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Переселение булгар. Казанский период (1445 г.- 1551 г.) Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в составе Казанского ханства, экономика и культура. Появление термина «чуваш». Вхождение булгаро-чувашей в состав России. Финно-угорские и тюркские народы Поволжья и Приуралья. Элементы их культуры и истории.
Культура и история чувашского края середины XVI - начала XX вв. Чувашская эпоха (1551г. – до наших дней). Положение и расселение чувашей в 16-17 веках. Строительство уездных центров. Социальная и налоговая политика российского государства в Чувашском крае. Крестьянские войны 17 века. Запрет на изготовление и обработку металла народам Поволжья, его последствия. Положение чувашей в 18 веке. Христианизация чувашей. Крестьянские восстания в конце 18 – начале 19 века. Миграционные процессы чувашского населения. Формирование этнографических групп чувашей и диаспоры. П.Е.Егоров. Чувашский край в конце 19 – начале 20 века. Развитие промышленности, первые купцы, предприниматели. П.Е.Ефремов. Развитие образования и здравоохранения. Чувашская Симбирская учительская школа. Зарождение профессиональной культуры. Первая чувашская газета «Хыпар». Первые ученые Чувашии (Н.Я.Бичурин, И.Я.Яковлев, А.Н.Крылов, Н.И.Ашмарин, Н.В.Никольский, К.В.Волков).
Материальная и духовная культура чувашского народа 16 – начала 20 веков. Чувашское народное изобразительное искусство и ремесла. Вышивка, ткачество, изделия из бисера. Обработка глины, древесины, металла. Изделия из войлока, кожи, кости, камня. Чувашское народное музыкальное искусство. Песни, танцы. Народные певцы: Эмине, Хведи Чуваш, Гавриил Федоров. Музыкальные инструменты. Народные мифологические, религиозные представления и обряды. Божества, духи. Культ предков. Отражение представлений о мироустройстве в предметах материальной культуры. Числовая символика. Сакральная семантика народных сказок. Семейные отношения и обряды. Детские игры и игрушки. Этнопедагогика. Чувашский этикет. Чувашский менталитет. Сельская община: отношения, обряды, традиции. Свадьба. Похороны, поминки. Народная медицина. Народный календарь. Календарные обряды.. Руническая письменность, цифры. Единицы измерения. Весы. Земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство. Орудия труда. Экология, приметы о погоде. Транспорт. Промысла. Поселения, двор. Дом, надворные постройки. Интерьер дома, мебель, светильники, печи. Колодцы, родники. Ограждения. Экология поселений. Одежда, обувь, украшения. Прически. Пища. Посуда. Обряды застолья. Основные принципы питания и здорового образа жизни. Доспехи и оружие. Элементы материальной и духовной культуры поволжских народов 16 – начала 20 веков.
КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ЧУВАШИИ XX – XXI вв.
Революционные события на территории Чувашского края. Образование ЧАО, ЧАССР. Положение трудового населения. Деятели политики, экономики, военачальники. Изменения в народной культуре поволжских народов. Становление и развитие профессиональной культуры. Учреждения культуры, науки и образования. Деятели науки и культуры. Развитие образования, спорта, здравоохранения, СМИ. Индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Репрессии. Великая Отечественная война. Послевоенное положение чувашского края: политика и экономика. Чувашия в период с 1953 г. и до середины 60-х гг. Развитие культуры в военное и послевоенное время. Политическое и экономическое положение Чувашии в 60-80 гг. Динамика культурных процессов в Чувашии и чувашской диаспоре. Эпоха «перестройки» в чувашском крае. Чувашская Республика. Районы, поселения. Столица Чувашской Республики. Природа и география Чувашии. Государственные символы, конституция. Президент. Государственные праздники Чувашской Республики. Промышленность и сельское хозяйство. Население Чувашской Республики, этнографические группы, диаспора. Экономические и культурные связи Чувашской Республики с регионами Российской Федерации и зарубежными странами. Сведения о культурных традициях, знаменитых людях, исторических событиях, современном культурно- экономическом положении своего района, города, поселения. Семья и школа. Генеалогическое древо. События и деятели современной культуры, искусства, науки, литературы Чувашской Республики. Учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Спортивные достижения и мероприятия, олимпийские чемпионы и рекордсмены мира Чувашии. Основные религиозные конфессии Чувашской Республики. Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения культуры родного края ученик должен знать (понимать)^ * важнейшие достижения культуры Чувашской Республики, чувашского народа; * основные этапы становления и развития чувашского народа, Чувашской Республики; * место и значение культуры Чувашии в контексте мировой культуры. * роль и значение исторического пути чувашского народа в становлении многонационального Российского государства;
уметь · соотносить достижения культуры и события истории Чувашии с мировыми и российскими явлениями культуры и истории; · определять историческую и этнографическую значимость предметов и явлений материальной и духовной культуры; · рассказывать о важнейших явлениях культуры и истории Чувашии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимание культурно-исторических причин событий и явлений современной жизни; · адаптации в поликультурном, многоконфессиональном обществе; · самостоятельной творческой и предпринимательской деятельности; · адекватной оценки культурных событий и явлений современного общества; · комфортной реализации межличностных отношений. В том числе между поколениями.
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|