Пятница, 03.05.2024, 15:24
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Львовой Алисы Николаевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Государственный стандарт по культуре родного края

Государственный стандарт

по культуре родного края

 

  Изучение культуры родного края на ступенях начального и общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма;

·         воспитание толерантности, уважения к культуре, традициям и истории родного края, чувашского народа;

·         развитие личности, ее нравственной и духовной культуры;

·         освоение знаний о многообразной культуре и истории Чувашской Республики;

·         способствование формированию ценностных ориентаций и социально – культурной адаптации;

·         овладение элементарными методами культурологического и исторического познания и анализа;

·         применение полученных знаний  и представлений для участия в межкультурном взаимодействии полиэтничного и многоконфессинального общества.

 

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

  Понятие о культуре, искусстве, науке, религии и физической культуре. Материальная и духовная культура. Профессиональное и самодеятельное (народное) искусство. Виды искусств.

 

Культура и история булгаро – чувашей

с древности и до середины XVI века

 

  Исследователи культуры и истории чувашского народа. Основные культурологические и исторические источники: язык, археология, письменные источники, фольклор, предметы быта, прикладного искусства, объекты архитектуры.

  Прототюркская эпоха (II тыс.до н.э. -  середина Iтыс.до н.э.

  Археологические культуры евразийского континента. Племена Центральной и Средней Азии, Причерноморья, Поволжья. Элементы  их быта и культуры.

 Огуро – оногурская эпоха  (середина 1 тыс. до н.э. – III  век н.э.)

 Племена и государства евразийского континента. Огурские племена в составе державы хунну. Миграции оногурских племен.

  Древнебулгарская эпоха (IVVII вв.)

  Предки чувашей в Причерноморье: тюркские и причерноморские племена (сарматы, аланы и др.). Их материальная и духовная культура.

  Гуннское нашествие. Западно – Тюркский каганат, его распад; образование Великой Булгарии и Хазарского каганата. Миграции булгарских племен. Дунайская Булгария, элементы ее культуры и истории.

 Культурное наследие булгар в культуре Европы.

 Древние племена Волго–Камья -  предки современных поволжских народов. Элементы их материальной и духовной культуры.

 Булгарская эпоха (VIII в. – 1551 г.)

Дозолотоордынский  период (8 в. – 1236 г.). Образование Волжской Булгарии. Поселения: города, замки, деревни. Торговые связи. Сельское хозяйство. Ремесла и искусство. Наука.  Посольство Багдадского халифата, сочинение Ахмета ибн Фадлана. Принятие ислама. Волжская Булгария и русские княжества. Взаимовлияние культур и языков.

 Золотоордынский период (1236 г. – 1445 г.). Военная политика монголов. Завоевание Волжской Булгарии. Экономика и культура булгарского улуса в составе Золотой Орды. Междоусобицы Золотой Орды. Поход Тамерлана на Волгу. Переселение булгар.

  Казанский период (1445 г.- 1551 г.) Возникновение Казанского ханства. Положение булгарского населения в составе Казанского ханства, экономика и культура. Появление термина «чуваш». Вхождение булгаро-чувашей в состав России. Финно-угорские и тюркские  народы Поволжья и Приуралья. Элементы их культуры и истории.

 

Культура и история чувашского края

середины  XVI  - начала  XX вв.

 Чувашская эпоха (1551г. – до наших дней).

  Положение и расселение чувашей в 16-17 веках. Строительство уездных центров. Социальная и налоговая политика российского государства в Чувашском крае. Крестьянские войны 17 века. Запрет на изготовление и обработку металла народам Поволжья, его последствия.

  Положение чувашей в 18 веке. Христианизация чувашей. Крестьянские восстания в конце 18 – начале 19 века. Миграционные процессы чувашского населения. Формирование этнографических групп чувашей и диаспоры. П.Е.Егоров.

  Чувашский край в конце 19 – начале 20 века. Развитие промышленности, первые купцы, предприниматели. П.Е.Ефремов. Развитие образования и здравоохранения. Чувашская Симбирская  учительская школа. Зарождение профессиональной культуры. Первая чувашская газета «Хыпар». Первые ученые Чувашии (Н.Я.Бичурин, И.Я.Яковлев, А.Н.Крылов, Н.И.Ашмарин, Н.В.Никольский, К.В.Волков).

 

  Материальная и духовная культура чувашского народа  16 – начала 20 веков.

  Чувашское народное изобразительное  искусство и ремесла. Вышивка, ткачество, изделия из бисера. Обработка глины, древесины, металла. Изделия из войлока, кожи, кости, камня.

  Чувашское народное музыкальное искусство. Песни, танцы. Народные певцы: Эмине, Хведи Чуваш, Гавриил Федоров. Музыкальные  инструменты.

  Народные мифологические, религиозные представления и обряды. Божества, духи. Культ предков. Отражение представлений о мироустройстве в предметах материальной культуры. Числовая символика. Сакральная семантика народных сказок.

  Семейные отношения и обряды. Детские игры и игрушки. Этнопедагогика. Чувашский этикет. Чувашский менталитет.

  Сельская община: отношения, обряды, традиции. Свадьба. Похороны, поминки.

  Народная медицина. Народный календарь. Календарные обряды..

  Руническая письменность, цифры. Единицы измерения. Весы.

  Земледелие, скотоводство, пчеловодство, охота, рыболовство. Орудия труда. Экология, приметы о погоде. Транспорт. Промысла.

  Поселения, двор. Дом, надворные постройки. Интерьер дома, мебель, светильники, печи. Колодцы, родники. Ограждения. Экология поселений.

  Одежда, обувь, украшения. Прически.

  Пища. Посуда. Обряды застолья.

  Основные принципы питания и здорового образа жизни.

  Доспехи и оружие.

  Элементы материальной и духовной культуры поволжских народов 16 – начала 20 веков.

 

КУЛЬТУРА И ИСТОРИЯ ЧУВАШИИ XX XXI  вв.

 

  Революционные события на территории Чувашского края. Образование ЧАО, ЧАССР. Положение трудового населения. Деятели политики, экономики, военачальники.

  Изменения в народной культуре поволжских народов. Становление и развитие профессиональной культуры. Учреждения культуры, науки и образования. Деятели науки и культуры. Развитие образования, спорта, здравоохранения, СМИ.

 Индустриализация, коллективизация сельского хозяйства. Репрессии.

 Великая Отечественная война. Послевоенное положение чувашского края: политика и экономика. Чувашия в период с 1953 г. и до середины 60-х гг. Развитие культуры в военное и послевоенное время.

  Политическое и экономическое положение Чувашии в 60-80 гг. Динамика культурных процессов в Чувашии и чувашской диаспоре.

  Эпоха «перестройки» в чувашском крае.

  Чувашская Республика. Районы, поселения. Столица Чувашской Республики. Природа и география Чувашии. Государственные символы, конституция. Президент. Государственные праздники  Чувашской Республики. Промышленность и сельское хозяйство. Население Чувашской Республики, этнографические группы, диаспора. Экономические и культурные связи Чувашской Республики  с регионами Российской Федерации и зарубежными странами.

  Сведения о культурных традициях, знаменитых людях, исторических событиях, современном культурно- экономическом положении своего района, города, поселения.

  Семья и школа. Генеалогическое древо.

  События и деятели современной культуры, искусства, науки, литературы Чувашской Республики. Учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения. Спортивные достижения и мероприятия, олимпийские чемпионы и рекордсмены мира Чувашии. Основные религиозные конфессии Чувашской Республики.

  Сохранность и место чувашской культуры в современной мировой культуре.

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

 

 В результате изучения культуры родного края ученик должен знать (понимать)^

 * важнейшие достижения культуры Чувашской Республики, чувашского народа;

 * основные этапы становления и развития чувашского народа, Чувашской Республики;

 * место и значение культуры Чувашии в контексте мировой культуры.

 * роль и значение исторического пути чувашского народа в становлении многонационального Российского государства;

 

уметь

·         соотносить достижения культуры и события истории Чувашии с мировыми и российскими явлениями культуры и истории;

·         определять историческую и этнографическую значимость предметов и явлений материальной и духовной культуры;

·         рассказывать о важнейших явлениях культуры и истории Чувашии;

 

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·         понимание культурно-исторических причин событий и явлений современной жизни;

·         адаптации в поликультурном, многоконфессиональном обществе;

·         самостоятельной творческой и предпринимательской деятельности;

·         адекватной оценки культурных событий и явлений современного общества;

·         комфортной реализации межличностных отношений. В том числе между поколениями.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz