Пятница, 03.05.2024, 06:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт Львовой Алисы Николаевны

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Стандарт основного общего образования по родному языку

Стандарт основного общего образования

по родному языку

 

 Изучение родного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         воспитание любви к родному языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности,  средству общения и получения знаний о жизни народа в прошлом и настоящем;

·         развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение чувашским литературным языком в устной и письменной форме; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

·         освоение знаний о родном языке, его функционировании в различных сферах общения, основных нормах литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

·         формирование умений различать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;

·         применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

  Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культурологической компетенции.

  Коммуникативная компетенция -  овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения.

  Языковая и лингвистическая(языковедческая)  компетенция –освоение знаний о языке как системе знаков, его устройстве; развитии и функционировании, овладение нормами чувашского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя; умение пользоваться различными видами словарей (орфографическими, словарями синонимов, этимологическими, двуязычными лексическими).

  Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, владение нормами чувашского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   «Родной язык» в образовательных учреждениях с чувашским языком обучения выполняет, кроме названных, цели, вытекающие  из его статуса как государственного языка Чувашской Республики, средства общения  в повседневной жизни, приобщает учащихся к культуре родного языка.

 

Обязательный минимум содержания

Вступительные замечания

  В чувашских школах обучение на чувашском языке осуществляется только в первом – пятом классах. Радио и телевидение работают в основном на русском языке. В последние годы в силу различных причин детские журналы и газеты на родном языке стали малодоступными. Даже в сельских поселениях с однородным чувашским населением дети школьного возраста между собой стали общаться по-русски. В этих условиях формирование полноценной коммуникативной компетенции на родном языке становится проблематичным.

 

 

 

Содержание, обеспечивающее формирование

коммуникативной компетенции

  Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.

  Сферы речевого общения. Основные особенности разговорной речи. Функциональные стили чувашского языка (научный, публицистический, разговорно-бытовой, художественный).

  Основные жанры разговорной речи ( рассказ, беседа, спор), научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического ( выступление, статья, интервью, очерк), официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей.

 Текст как продукт речевой деятельности. Типы текста (повествование, описание, рассуждение), их признаки.

 Овладение основными видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом.

 Овладение различными видами чтения (ознакомительным, изучающим, просмотровым), приемами работы в учебной книгой и другими информационными источниками (напр. СМИ).

  Создание устных монологических  и диалогических высказываний на социально-культурные, бытовые и учебные темы.

  Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Написание сочинений, писем, рецензий, кратких аннотаций. Написание деловых бумаг (заявлений, расписок, доверенностей).

 

Содержание, обеспечивающее формирование языковой

и лингвистической компетенций

 

 Наука о чувашском языке и ее основные разделы: лексикология, фонетика, морфология, синтаксис.

 

Общие сведения о языке

 Фонетика и орфоэпия.

 Звуки речи, слог, ударение, интонация.

 Система гласных и согласных звуков. Соотношение звука и буквы. Орфоэпические нормы литературного языка.

  Связь фонетики с графикой и орфографией.

  Нормы произношения слов и интонирование предложений. Собственная и чужая речь с точки зрения орфоэпических норм.

 Применение знаний и умений по фонетике в практике правописания.

  

Морфемика (состав слова) и словообразование

  Морфема – минимальная значимая единица языка. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Случаи совпадения корня с основой, корня с самостоятельной лексемой.

  Основные способы образования слов. Отсутствие четких границ между словообразованием и формообразованием.

  Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.

 

Лексика и фразеология

Слово – основная единица языка.

 Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова.

 Синонимы. Антонимы. Омонимы.

 Стилистически окрашенная лексика: лексика бытовая, разговорная, нормативная и ненормативная.

 Слова исконные и заимствованные. Фонетически адаптированные иноязычные слова.

 Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления.

 Фразеологизмы; их значения и употребление.

 Понятие об этимологии.

 

Морфология.

 Части речи как лексико-грамматические группы слов.

 Слова самостоятельные, несамостоятельные и служебные. Междометия.

 Отсутствие четких грамматических признаков у именных частей речи.

 Применение знаний и умений по морфологии в практике правописания.

 

Синтаксис.

 Синтагма как основная единица синтаксиса. Синтагмы номинативные (словосочетания) и предикативные (предложения). Их общие и различительные свойства.

  Средства связи слов в синтагматической последовательности: порядок расположения, аффиксы, служебные слова и интонация.

 Виды предложений по цели высказывания (вопросительные, невопросительные), по эмоциональной окраске (эмоциональные и неэмоциональные).

  Смысловая (коммуникативная) структура предложения.  Тема (то, о чем говорится) и рема (сообщение о теме). Способы выделения темы и ремы.

 Коммуникативное ядро высказывания, способы его выделения.

 Словорасположение в чувашском языке. Основные функции словопорядка.

 Грамматическая структура предложения. Члены предложения – главные и второстепенные. Предложения распространенные и нераспространенные, полные и неполные.

  Однородные члены предложения.

  Обращения. Вводные и вставные слова и конструкции.

 Предложения простые и сложные. Типы сложных предложений: бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные. Средства связи придаточного предложения с главным.

  Способы передачи чужой речи.

 Текст.  Смысловые связи текста и основные средства связи между ними.

 Основные синтаксические нормы современного чувашского языка.

 

Правописание: орфография и пунктуация

Орфография

Правописание гласных и согласных в русских новозаимствованиях.

Правописание Ъ и Ь в словах чувашских и в заимствованных из русского языка.

Слитное, раздельное и дефисное написания.

Прописная и строчная буквы.

Перенос слов.

Соблюдение основных орфографических норм.

 

Пунктуация.

Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания.

Знаки препинания в конце и середине предложения. Знаки препинания в сложных предложениях, при прямой и косвенной речи, цитировании, диалоге.

Сочетание знаков препинания.

 

 

Содержание, обеспечивающее формирование

культуроведческой компетенции

 

  Отражение в языке культуры и истории народа. Взаимодействие языков народов России. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова.

 Чувашский речевой этикет. Культура межнационального общения.

 

Требования к уровню подготовки выпускников

 

 В результате изучения родного языка ученик должен

Знать (понимать)

·         роль родного языка как государственного языка Чувашской Республики и средства общения чувашской между как в республике, так и за ее пределами (диаспоре);

·         смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуации речевого общения, основные признаки  разговорной речи в отличие от литературного языка;

·         признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

·         основные единицы языка (фонемы, морфемы, лексемы, модели предложений), их признаки;

·         основные формы чувашского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета.

Уметь

·         различать разговорную речь, научный и официальные стили, язык художественной литературы;

·         определить тему, основную мысль текста, анализировать языковые особенности текста;

·         выделять языковые единицы, давать им соответствующие  характеристики ( н., глагол, наклонение, время, спряжение и т. Д.)

 

аудирование и чтение

·         адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, информацию);

·         читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

·         извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться различной справочной литературой;

 Говорение и письмо:

·         воспроизводить текст различной сложности (план, пересказ, изложение, конспект);

·         владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

·         свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

·         соблюдать в письме основные правила орфографии и пунктуации;

использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

·         осознания роли родного языка в жизни человека и общества;

·         развития речевой культуры, бережного отношения к родному языку;

·         удовлетворения потребностей общения в учебной, бытовой и социально-культурной ситуациях;

·         увеличение словарного запаса, расширения круга используемых грамматических средств.

 

 

 

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz